Холодные мастики. Для приготовления 10 кг такой мастики требуется 6 кг битума четвертой марки, 2 л сухого наполнителя, а для разбавления — 2,0—2,5 л керосина, или 1,5—2,0 л бензина, или же 2,5—3,0 л солярки (дизельного топлива). Битум обязательно разогрейте на костре до жидкого состояния, но не до кипящего, иначе бензин может вспыхнуть. Я потому даю такой разброс объемов разбавителей, что они в разной степени растворяют битум. Однако обязательно нужно учитывать, что, с одной стороны, чем меньше разбавителя, тем быстрее высыхает мастика, но зато, с другой, она менее пластична. Если же в такой же пропорции введена солярка, то мастика сохнет особенно долго. Даже при хорошей сухой погоде — двое, а то и трое суток. И еще. Несмотря на то что мастику применяют в холодном состоянии (потому она и называется холодной), ее все-таки перед употреблением лучше подогреть в кипящей воде и, между нами, если нет охоты возиться с горячей водой (у меня лично ее никогда не бывает), то можно подогреть и на прогоревшем костре. Но только очень осторожно. С холодной мастикой в горячем виде (вот ведь какие странности бывают в жизни!) значительно легче работать, да и ложится она на поверхность более тонким слоем.
Дегтевые мастики. При устройстве толевой гидроизоляции применяют дегтевую мастику (битумные, мы уже знаем, для толя не годятся). На 10 кг такой мастики требуется 5,5 кг каменноугольного дегтя, 2,5 кг каменноугольного пека и 2 л заполнителя. Сначала разогревают деготь, в который кладут мелко дробленный пек и расплавляют все вместе. Затем в расплавленную смесь добавляют наполнитель, тщательно его перемешивая, и готовую мастику пускают в дело. Применяют в горячем состоянии, как и горячую битумную. Значит, и «грехи» у них общие.
Все эти мастики наносятся на сухие поверхности. (К сырым у них «аллергия», они к ним очень плохо, но все-таки прилипают, если перед этим поверхность хорошо прогрунтована битумным праймером, на просушку которого потребуется несколько суток. Об этом чуть ниже.) Однако даже на сухих поверхностях бывают, и довольно часто, называемые строителями «отлипы». Чтобы этого не случилось, поверхности перед их покрытием мастиками желательно прогрунтовать или, как говорят строители, пропраймерить.