Они представляют собой жидкие составы битума четвертой марки или каменноугольного пека с температурой плавления до 80 °С. Смысл грунтовки в том, что разведенный растворителем битум проникает в неровности или в микроскопические трещины поверхности бетона или раствора и, за-
стывая там, становится как бы частью этой поверхности. Более того, грунтовка обволакивает имеющиеся на цементной поверхности частицы цемента, песка, а то и пыли и как бы приклеивает их к поверхности. Через 10 ч на сухих поверхностях и до 40 ч на свеже-уложенных растворители испаряются, оставляя на поверхности крепко схватившуюся с ней пленку битума (рис. 9-3). Вот почему предварительное покрытие поверхности грунтовкой значительно улучшает ее сцепление с мастикой и, следовательно, с рулонными изоляционными материалами, то есть обеспечивает покрытию высокую, говоря по-научному, адгезию (прилипаемость).
Процентное соотношение используемых материалов для приготовления грунтовок берется по весу. Самые распространенные битумные грунтовки имеют следующий состав: порядка 35% битума на 65% керосина, или 30% битума на 70% солярки, или 40% битума на 60% бензина (или растворителя, который прекрасно заменяет бензин, — сам проверил).
Приготавливают грунтовку следующим образом: битум нагревают также до обезвоживания, то есть пока он перестанет пениться, снимая дуршлагом .весь всплывающий мусор, затем вдали от огня вливают в него небольшой струйкой разбавитель. При этом нужно очень тщательно соблюдать правила техники безопасности. Солярку можно наливать в битум, буквально снятый с огня. Керосин нужно вливать в несколько остывший битум. Сначала осторожно влейте 30—40 г (крышка от емкости с битумом должна лежать рядом, чтобы в случае, если битум вспыхнет, тут же закрыть его крышкой — он потухнет). Если же керосин не вспыхнет, а он наверняка не вспыхнет, продолжайте вливать его малыми порциями до получения требуемой кондиции грунтовки. Она должна иметь густоту очень жидкой магазинной сметаны. Если применяется бензин, то битум нужно охладить еще в большей степени и соблюдать все те же приемы безопасности, что и с керосином. Но в последнем случае я делаю иначе. Разбиваю битум на очень мелкие кусочки и заливаю их в какой-либо емкости бензином, плотно закрывая ее несколькими слоями пленки. Периодически помешиваю это «варево» и через сутки получаю прекрасную грунтовку. Главное, нет риска, что бензин вспыхнет.
Составы мастик и грунтовок желательно готовить в том количестве, в котором они нужны для объема выполняемых работ. А если в своих расчетах маленько ошибетесь и у вас останется какое-то количество, то емкость с грунтовкой, как, впрочем, и с холодной мастикой, очень плотно закройте, чтобы растворители не испарялись.