Ворота и калитки

Ворота и калитки

Ворота и калитка — это не просто часть забора, это его своеобразное украшение. А значит, планируя ограждение дачи, следует очень тщательно продумать выбор конструкций, которые относятся к так называемой «входной группе». Безусловно, и конструкция, и внешний вид калитки с воротами зависят от конструкции и внешнего вида забора, и, как правило, все делается из одного материала. Но никто не отменял разнообразие, ради которого ворота и калитку можно выделить, изготовив их из других материалов.

Так же, как никто не отменял и фундаментальные требования, предъявляемые к калиткам и воротам:

  • ворота должны обеспечивать требуемый уровень безопасности и соответствовать «мощности» забора;
  • и большие ворота, и маленькие калитки должны открываться так, чтобы обеспечить проход или проезд требуемых габаритов;
  • ворота должны быть изготовлены из долговечных и устойчивых к внешним факторам материалов;
  • наличие отдельных запорных элементов. Старый добрый засов или щеколда, конечно, тоже запоры, но если на вашем участке есть, что украсть или сломать, то лучше установить надежный замок.

Кстати

Если в дополнение к замку установить домофон или систему видеонаблюдения, калитка будет открываться в дистанционном режиме.

Соблюдение основных требований и стремление сделать вход на участок – лицо участка — привлекательным может вылиться в стоимость, сопоставимую со стоимостью всего забора. Поэтому так важно изначально правильно запланировать все, начиная с места расположения. Причем вопрос о том, где будут располагаться ворота, решить надо еще на этапе проектирования дома. Обязательно надо узнать, в чьем ведении находится дорога и, если необходимо, сделать соответствующие согласования, после чего нужно определить место въезда.

К чему такие сложности? К тому, что ворота не должны мешать въезду-выезду на соседние участки, не должны находиться слишком близко от перекрестка, вообще любым образом не должны угрожать безопасности дорожного движения. И вне зависимости от места расположения нельзя делать калитки и ворота, открывающиеся наружу, если открытые створки могут стать серьезным препятствием для пешеходов на тротуаре или для автомобилей на проезжей части.

За стремлением соблюсти стиль и меры безопасности надо не забыть о том, что главная задача ворот — обеспечивать удобный въезд на участок. И значит, ворота должны открываться полностью, и никакие неровности ландшафта не должны этому мешать. Угол между створками ворот и опорным столбом должен составлять более 90°. Касается это в основном традиционных распашных ворот, которые, в отличие от оставшихся распашными калиток, могут быть не только распашными, но и раздвижными, откатными, подъемными.

Определившись с местом расположения, нужно рассчитать размеры ворот. Высота их может быть такой же, как высота забора, может быть чуть выше, причем «подрастают» ворота за счет декоративных элементов. Створки распашных ворот должны быть приподняты над землей сантиметров на 15, чтобы выпавший снег не мешал их открывать.

Стандартная ширина калитки — 1 м, хотя и возможны разумные варианты.

Если вы уверены, что на ваш участок будут заезжать только легковые автомобили, то ширину ворот можно сделать 2,4 м. И это при том, что ширина легковых автомобилей составляет от 1,6 до 1,9 м. Но если вы допускаете возможность въезда на участок фургонов, например с мебелью, ширина которых может быть от 2 до 2,4 м, или машины-ассенизатора, а ее ширина 2,5 м, то не делайте ворота уже 3 м.

Важно! Удобство въезда зависит не только от ширины ворот, но и от ширины дороги, а также от минимально возможного радиуса поворота автомобиля.

Если расстояние между воротами и внешним краем проезжей части равно или больше, чем радиус поворота автомобиля, то автомобиль проедет через ворота с запасом с каждой стороны.

А вот радиус поворота для пожарных машин, с лестницей -9,25 м.

При радиусе поворота большем, чем расстояние между воротами и внешним краем дороги, автомобиль будет въезжать не перпендикулярно, как в предыдущем случае, а под углом, и его задняя ось, срезая поворот, не будет вписываться в ворота. В этом случае следует увеличить ширину ворот до 3,5-4 м. Если недостаточно и такой ширины, то перенесите ворота вглубь участка на 1-1,5 м. Это, кстати, удобно на узкой улице с интенсивным движением, когда автомобилю, чтобы въехать на участок, приходится пересекать ось проезжей части.

Если ширина ворот зависит от габаритов машины, то длина подъезда зависит от типа ворот. Принимая решение об установке распашных ворот, вы должны быть уверены, что сможете оставить за воротами достаточно места, чтобы автомобиль не мешал открывать-закрывать как въездные, так и гаражные ворота.

Чтобы предотвратить случайное открывание створок, на ворота можно кроме замка поставить еще и блокирующую задвижку или металлический ограничитель. Можно установить и мотор, чтобы открывать ворота с помощью пульта.

К недостаткам распашных ворот можно отнести то, что при открывании они занимают много места.

Ворота бывают одностворчатые и двустворчатые.

Максимальная ширина одностворчатых ворот, обусловленная особенностями их конструкции, составляет 3 м. Одностворчатые ворота позволяют экономить площадь на узких и длинных участках, когда они располагаются в углу и открываются на боковое ограждение.

Ширина каждой из створок двустворчатых ворот может быть 3 м, хотя ворота такой ширины монтируются достаточно редко.

Еще один недостаток распашных ворот — зимой необходимо убирать снег с довольно большой территории, необходимой для открывания створок. Если вам лениво убирать снег или нет возможности выделить много места под створки распашных ворот, обратите внимание на раздвижные ворота. Они имеют одну створку, передвигающуюся вдоль забора, который в этом месте должен быть прямым и длинным настолько, чтобы скрыть всю створку в открытом состоянии. Раздвижные ворота бывают рельсовые и самонесущие — в зависимости от способа передвижения створки.

Створка рельсовых ворот движется на роликах по рельсу — как в просвете ворот, так и за забором. Направляющая, установленная на столбике, удерживает ворота в соответствующем положении и обеспечивает их плавное движение. Хороши эти ворота тем, что экономят место и позволяют (при наличии дистанционного управления) въезжать на участок, не выходя из машины. Но не совсем хорошо то, что в рельсе собирается снег и замерзает дождевая вода в холодное время года, а это затрудняет движение роликов. Чтобы этого не происходило, можно установить рельс выше уровня подъезда. Но тогда будет затруднен проезд, ведь образуется бугорок. Чтобы не скапливался снег и не замерзала вода, можно проложить под рельсом обогревательный кабель. Впрочем, и в теплое время ролики могут засориться, а если случатся перебои с электричеством, ворота вообще нельзя будет открыть-закрыть.

Самонесущие ворота не требуют монтажа рельса, потому как створка движется непосредственно над поверхностью подъезда и не касается его. Но при этом длина створки увеличивается на длину уравновешивающего створку противовеса, которая составляет 30-40% от ширины ворот. Значит, чтобы ворота могли полностью открыться, забор на этом участке должен быть соответствующей длины и прямоты.

Если ворота на вашем участке запускают автомобиль непосредственно в гараж, вам подойдут подъемные (роллетные) устройства.

Как ясно из названия, полотно ворот при открытии поднимается вверх. Гибкость конструкции придают сегменты, на которые полотно поделено. Это типично гаражные устройства и для других целей практически не используются. Бывают и автоматическими, и без привода. Ясно и то, что без специалиста-профессионала установить подъемные автоматизированные конструкции со сложным механизмом мало реально (если только, конечно, вы сами — такой специалист). Притом что такие ворота очень прочные, экономят место и хорошо держат тепло, не стоит их ставить, если на вашем участке возможны перебои с электричеством.

Теперь, когда вы уже немного представляете себе, какие ворота вы поставите, надо подумать, из какого материала вы их поставите. Вы вольны выбирать из дерева (сосна, дуб), металла (сталь, ковка, профнастил, сварные) и комбинированных материалов. И при всем своем богатстве ваш выбор все-таки ограничен стилем дома. Согласитесь, деревянный дом должен быть окружен деревом, может, комбинированным, но все же деревом. Кстати, дерево и металл, надежные сами по себе, очень хорошо сочетаются между собой и при этом неплохо смотрятся на фоне каменных и кирпичных строений. И еще вы должны решить, будут ваши ворота с калиткой, глухими, сквозными или смешанными.

«Глухой» вариант подходит в том случае, если вы не хотите выставлять свою личную жизнь на всеобщее обозрение. Глухой — не значит некрасивый. Такие ворота можно сделать весьма оригинальными, украсив их коваными элементами, резьбой, ажурными деталями. Никто не запрещает перенести акцент оригинальности на опорные столбы.

Достаточно много есть вариантов сквозных конструкций – от деревянного штакетника, набитого не вплотную, до сварных и кованых изделий.

И еще бывают ворота смешанной конструкции, имеющие чаще всего глухую нижнюю часть, которая скрывает участок от постороннего взгляда, и ажурную верхнюю часть, придающую легкость конструкции. Но иногда бывает и наоборот.

Важно! В любом случае, даже если ворота и калитка глухие, между нижним краем ограды и уровнем земли или фундамента нужно оставить открытое пространство для вентиляции насаждений, растущих рядом с забором.

Что касается взаимоотношений калитки с воротами, то здесь тоже есть варианты. Такие конструкции могут быть следующих видов:

  • калитка и ворота — пожалуй, самый популярный вариант на дачных участках;
  • ворота без калитки — лучший вариант для тех, кто предпочитает даже в дом не входить пешком, а въезжать на авто;
  • ворота со встроенной калиткой – вариант, который экономит место, если на участке его просто не хватает для обустройства полноценной калитки. Вообще-то изначально встроенная калитка выручала владельцев гаражей, ведь их небольшие площади не позволяли устанавливать полноценную отдельную от ворот дверь.

Современные технологии позволяют встраивать калитку даже в секционные ворота.

Правда, в итоге получается конструкция с внушительной массой. К тому же постоянное использование калитки также дает дополнительную нагрузку на ворота. Но поскольку используется такая конструкция преимущественно для гаражных ворот, где и ворота, и калитка поддерживаются мощной металлической рамой, нет опасности, что ее перекосит.

Но вернемся к выбору материала для ворот и калитки. Большое распространение в последнее время получают ворота из профнастила, заключенного в раму из профильной трубы. О стиле, изысканности и оригинальности здесь говорить не приходится. Самое привлекательное в этом материале — невысокая цена (что, кстати, немаловажно). Впрочем, сочетание крыши дома, забора и ворот из профнастила может выглядеть даже достойно.

Деревянные конструкции могут быть и глухими, и сквозными -все зависит от ваших желаний и возможностей.

Если же вам нужна только легкая калитка, сделайте ее из неширокого штакетника или деревянных реек.

Кованые калитки и ворота смело можно назвать самыми роскошными. Изготовленные по индивидуальным эскизам, они всегда выглядят очень достойно, даже шикарно.

Правда, есть и у них недостаток — их прозрачность. Но этот недостаток можно превратить в достоинство, скомбинировав ковку с цветным поликарбонатом.

Иногда очень выигрышно смотрится сочетание массивного камня и легкой ажурной калитки. Поэтому если ваш участок огорожен каменным или кирпичным забором, устройте калитку прямо в ней как дверь в стене.

Одним словом, благодаря широте вашей фантазии и возможностям вашего кошелька банальная калитка может стать уникальным дизайнерским объектом. И помогут вам в этом оригинальные светильники, неординарная покраска, резные фигурки и даже цветы в старых резиновых сапогах. Вы можете придать обычной калитке сказочный вид, устроив рядом с ней или на ее опорах перголу, по которой пустите вьющиеся растения.

Специально устроенные козырьки могут просто защищать от дождя и снега замки, механизмы и всякого входящего в калитку, а могут и украсить калитку с воротами.

Короче говоря, чтобы соорудить оригинальную калитку и удобные в эксплуатации ворота да на надежном заборе, не обязательно иметь очень много денег. Здесь важнее буйство фантазии и талант рук. Значит, если вы в состоянии сделать свой забор своими руками, сделайте это.

Впрочем, мы еще немного поговорим о заборах, ибо хорошо строить забор на ровном участке. А ведь кому-то (а среди них можете быть и вы) достался участок, ладно если просто с небольшим уклоном, а если склон крутой, если это вообще овраг? Что делать? Самое главное — не опускать руки, ведь то, что сейчас вам кажется недостатком, вы можете превратить в уникальное достоинство. Правда, придется потрудиться физически и вложиться материально.

Читайте также:


Обсудить статью на форуме

Рубрика: Благоустройство приусадебного участка |