Устранение недостатков вытяжной вентиляции

Устранение недостатков вытяжной вентиляции

Таким образом, приточно-вытяж­ная вентиляция погреба в средней поло­се не работает, по крайней мере восемь месяцев в году. Почему? Давайте най­дем причины и способы их устранения.

Начнем с зимы, когда погреб нуж­нее всего, ибо это самый сезон массово­го хранения овощей и других продук­тов. Давайте посмотрим, как работает вытяжная вентиляция с наступлением морозов и что происходит с нашим вентиляционным стояком. Температу­ра воздуха в погребе, скажем, + 8 °С, снаружи–20 °С. Теплый воздух по законам физики интенсивно стремится вверх (рис. 10-9). Как уже было сказа­но, вентиляционную трубу приходится даже прикрывать задвижкой — не тя­га — зверь. Оголовок трубы вроде да­же как дымится — над ним белый пар поднимается. Душа радуется такой вентиляции. И вдруг мороз вроде бы стал даже сильнее, а «дыма» нет и тяги нет. И душа уже не радуется. Почему? В чем дело? Да в том, что теплый влаж­ный воздух погреба, проходя через верхний, находящийся снаружи уча­сток трубы, непосредственно в ней конденсируется и оседает на стенках кристалликами инея до тех пор, пока полностью не закупорит вытяжную трубу (рис. 10-10).

В Братске у всех автолюбителей по­греба были в основном в гаражах. У ме­ня второй погреб тоже. Так вот, когда в начале зимы вентиляционные трубы переставали «дымить», поначалу все гаражники прочищали трубы, проби­вая осевший иней палками. Но потом и палки не помогали: трубы забивались инеем, как пыжом, наглухо. Кое-кто пытался металлические вытяжные тру­бы даже прогревать электричеством. Но толку было чуть, разве что вода из трубы натекала в погреб, отчего сыро­сти разводилось еще больше.

Помучившись в начале первой зи­мы со своей вытяжной трубой, она бы­ла металлическая диаметром 100 мм, я отрезал выступающий над крышей ку­сок, в котором оседал иней, на том уровне, где он начинал оседать, а на ос­тавшийся конец, находившийся в теп­лоизоляционном слое (потому в этом месте иней в трубе не оседал на стен­ках трубы), насадил жестяное звено во­досточной трубы. Когда труба переставала «дымиться», а морозы в Братске часто неделями стояли далеко за – 40 °С, я за­лезал на крышу гаража, снимал жестя­ную трубу, выколачивал из нее иней и насаживал на место. Обычно приходи­лось это делать раз в неделю. И снова над моей трубой «дымился» белый па­ровой столб на зависть соседям (черте­жи 10-4-1—10-4-2).

Таким образом, благодаря этой ма­ленькой хитрости в моем погребе всю зиму было сухо. На следующий зим­ний сезон все соседи по гаражу, а также друзья и знакомые переделали вытяж­ные стояки в своих погребах по моему способу. Чертежи такой съемной тру­бы даны в приложении, можете по ним делать спокойно. Эффективность та­кой конструкции проверена не только мною, моими соседями и знакомыми, но и многими жителями Иркутска, Ду­динки, Норильска и других городов,

вплоть до Камчатки. Журнал «Инже­нер» в свое время рассылал эти чертежи по Северному и Восточно-Сибирскому регионам страны.

Итак, от зимней «болячки» вытяж­ной вентиляции мы избавились. Теперь попробуем разобраться с летней «бо-

лячкой». Почему летом погребная при-точно-вытяжная вентиляция бездейст­вует? Однако прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, давайте снача­ла разберемся, как она должна работать.

Особенности работы вытяжной вентиляции летом. Технология ее ра­боты — проще пареной репы: от при­точной трубы к вытяжной через весь погреб (см. рис. 10-8) — и все дела. Вспомним определение Юрия Василь­евича (надеюсь, вы его запомнили, как я просил): «Скорость движения возду­ха тем больше, чем выше разность температур в погребе и снаружи». Итак, давайте посмотрим на эту «раз­ность»: в погребе — +8 °С, снаружи — +20 °С. Спрашивается: куда пойдет воздух — в погреб или из него? Впро­чем, никуда он не пойдет (рис. 10-11), ибо естественная вентиляция в погребе с начала до конца лета не работает. Следовательно, ее нужно сделать при­нудительной, используя ветер, то есть сделав ветряной двигатель.

Первую такую вентиляционную ус­тановку я сделал со знакомым токарем. Самое сложное оказалось получить точную соосность двух подшипников и вентилятора. Долго пришлось помуд­рить, пока лопасти вентилятора пере­стали «чиркать» о стенки вентиляци­онной трубы. А теперь давайте рас­смотрим ее более подробно.

Читайте также:


Обсудить статью на форуме

Рубрика: Погреб |