Редька была известна несколько тысячелетий назад. Ее точное происхождение так и не доказано. Культура распространена во многих странах и континентах.
Дошедшие до нас манускрипты Гиппократа, Теофраста и других древнегреческих ученых свидетельствуют о том, что редьку уже в те годы использовали не только как пищевую культуру, но и как ценное лечебное средство.
Стоит вспомнить и о восточноазиатских сортах редьки, которые тоже имеют глубокие корни.
В России черная редька известна с XIV века. Но необычные сорта и подвиды, такие как дайкон и маргеланская редька, попали к нам из Японии и Китая всего несколько десятилетий назад.
Интересные факты нам преподносит в своих записках Василий Михайлович Головнин. Капитан-лейтенант Головнин в 1811 году был захвачен в плен японцами на острове Кунашир: «Пленникам давали соленую редьку, похлебку из редьки, вареный рис. Японцы-конвойные ели такую же пищу».
Протоиерей Василий Махов, который посетил Японию в середине XIX века, тоже упоминает соленую редьку. Как выяснили ученые, это и есть японский или китайский подвид редьки.
Однако в России в XVI веке редька считалась весьма экзотическим блюдом. Вот упоминания блюд из рукописи «Книга на весь год, какие на стол яства подавать»: редька по-царьградски с медом, редька тертая «на железе» с патокой, мазюня.
Но уже через сотню лет редька подавалась как острая закуска к водке. Без этого корнеплода сложно было представить жизнь и простого крестьянина, и великого князя…
«У нашего дьяка семь перемен: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках, да редька целиком».