Игры на свежем воздухе для детей

Игры на свежем воздухе для детей

Игры на свежем воздухе не только помогают организовать досуг ваших детей, дать им физическую нагрузку, но и формируют личностные качества детей, постепенно подготавливают их к новым, более серьезным нагрузкам – например, к обучению в школе. Играя, дети взаимодействуют со своими ровесниками, сравнивают свои возможности и способности с аналогичными качествами других ребят, делают первые выводы. И, конечно, игры еще и дисциплинируют: ведь все участники подчиняются четким правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты.

«Узнай меня»

Выберите ведущего. Остальные дети выстраиваются в круг. Ведущему завязывают глаза, и он становится в центр круга. По сигналу (хлопку) ведущего участники начинают двигаться по кругу. Повторный хлопок ведущего останавливает движение.

Далее ведущий указывает на кого-то из играющих и пытается его узнать. При этом он имеет право дотронуться до выбранного вслепую игрока и, если не может угадать, попросить его что-либо произнести, например, изобразить животное – промяукать, пропищать, прогавкать, прокукарекать и т.д. Если ведущий не узнает этого человека, он водит еще раз.

«Круги»

Перед началом игры участники должны образовать два круга один в другом: внешний (большой) и внутренний (маленький). Играющие, стоящие во внешнем круге, должны оставаться на своих местах. Дети, находящиеся во внутреннем круге, по сигналу взрослого начинают идти по кругу, напевая: «Мы по кругу все идем, и с собою мы берем… зеленое». После того как последнее слово прозвучало, игроки, образующие внешний круг, должны быстро назвать любой предмет зеленого цвета. Участник, который успел правильно произнести нужное слово первым, перемещается в маленький круг. Ошибочно названные предметы не учитываются. Затем игра продолжается, но слово «зеленое» заменяется, например, словом «сладкое» и т.п.

Игра завершается, когда во внешнем круге остается только один участник. Он считается проигравшим.

«Проведи мяч»

Понадобятся спортивный обруч и большой мяч (можно взять пляжный). Затем укрепите обруч в вертикальном положении (удерживая руками или используя для этой цели специальный кронштейн). По команде ведущего участники поочередно прокатывают мяч через обруч, а затем сами пролезают следом. Мяч нельзя отрывать от пола. Побеждает игрок, быстрее всех справившийся с заданием.

«Мячики»

Игра развивает ловкость, меткость и координацию движений.

Понадобятся устойчивый табурет, большой мяч (можно пляжный) — его кладут на табурет, а также маленький, не слишком тяжелый мячик. По сигналу ведущего игроки, выстроившись в шеренгу на расстоянии около 3 м, поочередно пытаются сбить большой мяч маленьким. Побеждает участник, которому удалось с первой попытки успешно выполнить задание.

«Цапля на охоте»

Перед началом игры подготовьте площадку: нарисуйте на асфальте или начертите на песке «пруд» с островами, заливами, выступающими частями берега и т.п. Расстояние между островами рассчитывают таким образом, чтобы каждый ребенок мог его без затруднений перешагнуть или перепрыгнуть. Затем из числа участников по жребию выбирают «цаплю», остальные игроки именуются «лягушками».

Игра начинается по сигналу ведущего. «Цапля» может ходить по берегу или переступать по островам, но не имеет права наступать в воду. «Лягушки», наоборот, передвигаются только по воде, не выходя на сушу. Используя свою ловкость и находчивость, «цапля» должна поймать всех «лягушек» (дотронуться до правой руки или спины). Последняя «лягушка», оставшаяся не отловленной, становится «цаплей», и игра продолжается. Выигрывает участник, который два или более раз побывал в роли «цапли».

«Жадины»

Игра повышает скорость реакции, тренирует память, внимание, сообразительность. Ее можно проводить как на свежем воздухе, так и в помещении.

По полу нужно разбросать много шариков или несколько каких-либо не очень твердых предметов (например, мелких мячиков). По команде (можно включить также быструю ритмичную музыку или обойтись без нее) каждый из участников должен взять и удержать как можно больше шариков.

«Разведчики и пленники»

Перед началом «военных действий» игроки делятся на две команды, в каждой из которых по жребию определяется «генерал». Затем обе команды выстраиваются в шеренги лицом друг к другу на расстоянии около 20 м.

По сигналу ведущего игра начинается. Поочередно «генерал» каждой команды отправляет одного из своих подопечных «в разведку». Выбранный игрок должен дойти или добежать до шеренги противников, быстро дотронуться до одного из «врагов» и убежать обратно. Если «разведчик» успел скрыться, он остается в своей команде, если же противник успел дотронуться до него, прежде чем он убежал, его захватывает в плен «генерал» врага. Затем «в бой» идет игрок команды противника.

Игра заканчивается, когда численность одной из команд превосходит другую в два раза.

«Передаем мяч»

Перед началом игры ведущий выстраивает всех участников в три одинаковые колонны, расстояние между игроками должно составлять около полуметра. Для проведения данного занятия понадобится несколько мячей среднего размера (по количеству команд).

Игрокам, стоящим в первом ряду, ведущий вручает мячи и просит поднять их двумя руками над головой. Затем по условному сигналу (свистку) первый игрок каждой команды передает мяч второму игроку (через голову), второй — третьему и т.д. Чтобы задание не оказалось слишком простым, участникам игры не разрешается поднимать голову и смотреть на мяч. Последний игрок, получивший мяч, поднимает его высоко над головой и бежит вперед, таким образом занимая первое место. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Данная игра имеет несколько вариантов: участники могут передавать мяч справа или слева, а также между ногами или перекатывая по полу.

«Нитка и иголка»

Все участники игры должны построиться в колонну по принципу паровозика, то есть взять друг друга за талию. Таким образом, получается «нитка». Специально выбранный водящий становится впереди колонны и назначается «иголкой». Игра начинается с того, что «иголка» бежит, петляя из стороны в сторону, и тащит за собой всех остальных игроков — «нитку». Суть игры сводится к тому, что «иголка» должна разорвать или запутать «нитку».

«Запомни имя»

Перед началом занятия ведущий просит детей встать в круг и взяться за руки. Затем первый ребенок громко и четко называет вслух свое имя, второй — аналогичным образом повторяет имя первого и называет свое. Соответственно, последний по счету участник называет имена всех игроков и свое собственное. После завершения «переклички» игру начинают со следующего участника. По сути, в данной игре нет выигравших и проигравших. Если кто-то из детей ошибается, ведущий или другие участники должны поправить его, подсказать забытое имя.

«Переступалки»

Все участники выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, между шеренгами проводится линия (мелом или палкой на земле). Затем каждый игрок должен крепко схватить своей кистью запястье участника, стоящего напротив. По команде ведущего дети пытаются перетянуть друг друга через линию, стремясь к тому, чтобы противник наступил на черту хотя бы одной ногой. В каждой паре участников выигравшим считается тот, кто сумел заставить соперника наступить на линию или переступить через нее. Продолжительность игры — не более 7 минут.

«Топни ногой, хлопни в ладоши»

Ведущий помогает детям выстроиться в круг или расположиться иначе (таким образом, чтобы они хорошо видели ведущего и друг друга). Затем он начинает произносить простые фразы, (например: «Трава зеленая», «Небо красное», «Собака лает», «Кошка кукарекает» и т.п.). Если информация, данная ведущим, правильная, дети должны хлопнуть в ладоши, если неправильная — затопать ногами.

Существует и другой вариант данной игры. В ответ на фразы ведущего дети, расположившись на стульях или лавочке, показывают цветные карточки: зеленую – за правильную информацию, красную — за неправильную.

«Бой на одной ноге»

Для проведения игры необходимо начертить на полу или на улице круг диаметром около 2 м.

Участники (четное количество) заранее распределяются по парам (с помощью жеребьевки или считалки). Затем по команде ведущего два игрока заходят внутрь круга и располагаются друг напротив друга на расстоянии около 25 см, сгибают правую ногу в колене и удерживают ее кистью руки за стопу или пальцы. После этого ведущий дает сигнал к бою. Каждый участник старается вытолкнуть соперника плечом за пределы очерченного круга. Победителем считается игрок, оставшийся внутри линии. В игре запрещено применять силовые приемы, становиться на обе ноги.

«Назови лишнего»

Дети выстраиваются полукругом или рассаживаются на стульях, расположенных аналогичным образом. Затем ведущий начинает называть по три слова, два из которых связаны определенным признаком, предназначением и т.п., а третье не принадлежит к этой группе (например: «автомобиль, троллейбус, собака»; «варенье, пирожное, яблоко»; «лиса, лось, кошка»; «ромашка, роза, елка»). Список слов желательно подготовить заранее, чтобы занятие проходило интересно. Получив информацию, участники игры должны определить, какое слово лишнее, и произнести его вслух.

«Верная рука»

Ведущий предлагает всем участникам следующее задание: взять правой рукой газету за уголок и по команде быстро собрать всю газету в кулак. Кто быстрее собрал газету, тот победил. Таким же образом можно развивать и левую кисть.

«Зайцы и морковка»

На земле нужно прочертить круг диаметром 8-10 м. В этот круг — «огород» — кладут 10 морковок или любых других предметов — «овощей». Далее следует выбрать водящего — «пугало», который должен будет ловить игроков — «зайцев».

По команде ведущего «зайцы» могут вбегать в круг и воровать морковь, «пугало» должно их ловить. Пойманный «заяц» выбывает из игры. Но «пугало» имеет право ловить «зайцев» только тогда, когда они находятся в «огороде». За пределами круга их ловить нельзя.

«Мышка-норушка»

Все участники игры становятся в круг. Находясь в круге, участники должны расставить свои ноги так, чтобы стопы касались стоп соседа. Необходимо выбрать водящего, который должен находиться в центре круга, образованного остальными игроками. Водящему — «мышке» — дают мяч, который он должен выкатить из круга между ног любого из игроков. Участникам игры при этом разрешается останавливать мяч только руками, и ни в коем случае они не должны сдвигать ноги. Пропустивший мяч становится новой «мышкой»

«Гонки на руках»

Перед началом игры дети делятся на несколько команд, в каждой из которых будет по два человека. Далее нужно обозначить дистанцию эстафеты линиями старта и финиша. Затем игроки строятся у линии старта друг за другом по своим командам.

Подготовка к эстафете: участники принимают определенное положение — один из игроков команды удерживает другого за ноги, а тот, в свою очередь, опирается на пол руками. Это положение является исходным для эстафеты.

По сигналу или команде ведущего или судьи команды устремляются к финишу, находясь в принятом у старта положении. Преодолев половину дистанции, участники меняются местами и продолжают эстафету дальше. Победившей считается та команда, участники которой оказались быстрее остальных и пришли к финишу первыми.

«Города»

Для проведения игры на земле нужно начертить большой круг и любым способом жеребьевки выбрать водящего. Затем все участники встают в этот круг, и каждый из них загадывает себе название любого города. После этого ведущий подкидывает кверху мяч и одновременно громко выкрикивает какой-нибудь город. Каждому игроку необходимо быть предельно внимательным: если ведущий называет город, название которого он загадал, то этот игрок должен поймать мяч. Если этот участник игры поймал мяч, то теперь его очередь подкидывать его вверх и называть город. Если ему не удалось поймать мяч, то все остальные играющие разбегаются в разные стороны. В это время игрок, который не поймал мяч, должен его — мяч — догнать и успеть крикнуть: «Стоп!» Тогда все игроки встают неподвижно. Водящий с мячом может выбрать любой город, затем он приблизительно определяет расстояние до него в километрах (1 км равен одному шагу). После этого водящий идет до игрока, считая шаги. В случае если по преодолении игроком названного количества шагов он может достать до игрока рукой, то последний меняется с ним ролями и становится, таким образом, водящим. После этого игру снова начинают, образовав круг и подкидывая мяч.

«Чехарда»

Для проведения игры лучше выбрать такое место, где вероятность получения травм будет минимальна. Это может быть лесная поляна или лужайка. Игроки выстраиваются в линию друг за другом на расстоянии пяти шагов. Они должны присесть, согнув максимально колени. Тот игрок, который стоит последним в этой колонне, оттолкнувшись от земли, старается перепрыгнуть через игрока, стоящего впереди него. При попытке перепрыгнуть игрок опирается на плечи того участника, через которого он и должен перепрыгнуть. Игрок, оказавшийся последним, продолжает игру. Таким образом, получается, что цепочка передвигается сама по себе, напоминая движение гусеницы.

«Караси и щуки»

Для начала игры необходимо выбрать двух водящих – «щук». Все остальные игроки — «караси». Затем следует обозначить пределы игрового поля, прочертив параллельные друг другу линии на расстоянии не более 6 м. Между этими линиями располагается активная зона игры — территория, где водящие могут ловить игроков. Приступая к игре, водящие берутся за руки, а все остальные игроки должны встать у линии по одну сторону площадки. Затем на счет или по команде ведущего участники начинают перебегать с одной стороны площадки на другую, а водящие должны стараться их поймать. Причем пойманные игроки присоединяются к водящим, и игра продолжается.

Игра может длиться фиксированное время. После завершения игры отмечаются те игроки, которые ни разу не были пойманы. Они и считаются победителями.

Игры в песочнице

У вас на дачном участке есть песочница? Замечательно! Хватит сидеть дома. Выходите с малышом во двор и не забудьте прихватить совок и ведерко, формочки и мелкие игрушки. Игры в песочнице очень увлекательны и нравятся всем без исключения детям. А еще (и это самое главное!) помогают раннему развитию вашего малыша.

В первую очередь, игры с песком развивают координацию движений, способствуют формированию и совершенствованию мелкой моторики детских пальчиков, ребенок получает новые для него тактильные ощущения. А это развивает интеллект! Во-вторых, игры в песочнице вырабатывают в малыше такие черты характера, как терпение, упорство, усидчивость, стремление к достижению результата, развивают воображение и логическое мышление. Все эти качества ему очень пригодятся в дальнейшей жизни.

Посмотрите-ка на ребенка во время игры с песком — насколько же он сосредоточен, увлечен, какая у него фантазия! Он не просто играет — он творит… Ну а если у него есть друзья-сверстники, то он учится общению с другими детьми, получает азы поведения в социуме и понятий «свое» и «чужое». Вот он старательно «испек» куличик, а соседская девочка его сломала (конфликт!). А вот ваш карапуз поделился формочкой с соседом (альтруизм!) или нашел себе товарища, чтобы вместе строить тоннель…

Если ваш ребенок еще совсем маленький, начните с самой простой игры: попробуйте вместе с ним этот чистый, золотистый и даже слегка влажный песок на ощупь. Рассмотрите и удивитесь: ведь песчинки бывают разные. Форма, вес, объем — тоже маленькие открытия в песочнице. Даже простое пересыпание песка из ладони в ладонь успокаивает, настраивает на миролюбивый лад. Пусть малыш роет в песке ямки, оставляет следы рук и ног, делает узоры грабельками, пересыпает песок из ведра в ведро, сажает «огород», втыкая в песок палочки, травинки, цветочки.

Интересно в песочнице оставлять разные «волшебные» следы: вот пробежал зайчик или мышка, а вот прошел большой медведь. Дополните следы камешками, прутиками, листиками — получатся веселые рыбки, птички и т.д. Потом покажите ему, как делать куличики. И не думайте, что для малыша это так просто! Кулич требует логической последовательности и мыслительных, и физических усилий. Сначала вашему чаду нужно вырыть ямку, чтобы достать песок, далее плотно набить формочку и аккуратно утрамбовать его ладошкой, а затем так же аккуратно перевернуть форму и не забыть легонько постучать по ней. Ну и напоследок — аккуратно снять сверху формочку, чтобы не разрушить куличик.

Подскажите ему, как можно украсить куличиками периметр песочницы или расположить их в форме цветка. А еще куличики могут быть… «пирожками»! Предложите малышу «напечь» их и угостить друзей и любимые игрушки — куклу, мишку. Да можно вообще открыть «ресторан» для игрушек, а ребенок пусть побудет «поваром».

Дети очень любят играть в «сапера» или «клад». Закопайте в песок игрушку и попросите малыша с помощью палочки или совочка, а то и рук, найти ее в песочнице. Ну а если вместо игрушки зарыть в песок монетки, азарт удваивается. Кто же не хочет почувствовать себя золотоискателем?!

Потом пусть придет черед замка, крепости, мостов и прочих сооружений. С помощью большого ведра сделайте большой кулич и начинайте превращать его в домик или гараж. Украсьте камешками, ракушками, веточками, проложите к гаражу «автобан», по которому на машинках можно перевозить песок.

Не получилось? Песок рассыпался и не держит форму? Ободрите вашего ребенка, сказав о том, что песочные фигуры всегда можно исправить, а в случае неудачи все начать заново. Ломать и строить, строить и ломать — согласитесь, мы делаем это всю жизнь. Играя в песочнице, ваш сын или дочка с самого раннего детства твердо уяснят, что ошибки можно легко исправить, незаметно уйдут их внутренние противоречия, детские комплексы и страхи.

Со временем ребенок сам будет придумывать более сложные сюжетно-ролевые игры – строить не только замки да крепости, но и целый город, населять его персонажами, сочинять сказочную историю. Однако вы должны понять, что на первых порах вам придется брать инициативу на себя, включаться в игру и показывать ребенку различные варианты действий с песком. Ошибка думать, что он сам до всего «дойдет» и в одночасье выстроит из песка изумительный готический собор.

Нелишние советы

  • У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
  • Отправляясь играть с песком, возьмите с собой влажные салфетки, бутылочку с водой и носовой платок на случай мелких неприятностей.
  • Следите, чтобы ребенок не брал руки в рот. Песок не стерилен — можно подхватить и остриц, и разные кишечные инфекции.
  • Пополнить ассортимент ведерок и формочек можно баночками из-под кремов, флаконами из-под духов, различными крышечками — деткам очень нравятся разные по форме, цвету и размеру игрушки. Формочки, совочки или воронки для пересыпания песка можно также вырезать из пластиковых бутылок.
  • После игры в песочнице тщательно вымойте себе и ребенку руки и лицо, переоденьтесь.

Читайте также:


Обсудить статью на форуме

Рубрика: Отдых на даче |